Объекты охоты
«Все прах и суета,
кроме охоты»
И.С.Тургенев
Лесники сделали ответный ход
1. С т а в к и.
Ежегодные (не путать с единовременными за заключение охотхозяйственного соглашения, введёнными позже) ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении охотничьего хозяйства и осуществлении охоты, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 в размере 3 копейки за гектар в год для всей территории Российской Федерации. Первые два года эта ставка индексировалась Федеральными законами о бюджете, потом замерла до 2014 г., когда за индексацию взялось правительство РФ, которое к 2017 году довело плату почти до 4 копеек.
Этот небольшой размер платы сопрягался с представлением о том, что охотпользователь обязан брать в аренду и, соответственно, оплачивать всю лесную территорию закрепленных охотугодий. Эта точка зрения особенно укрепилась после дело «Бобровского рейда» 2010 г., когда Высший арбитражный суд признал возможность двойной лесной аренды (http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/29732.html).
2. И н ф р а с т р у к т у р а.
Охотпользователи добивались ограничения их обязанности арендовать лесные участки только участками, занятыми подкормочными площадками, солонцами и тому подобными объектами. В 2016 г. влиятельные охотпользователи продвинули Федеральный закон от 23.06.2016 № 206-ФЗ о совершенствовании охотхозяйственного использования лесов и земель (https://goo.gl/xMeZTE). Теперь Лесной кодекс РФ прямо допускает такое использование лесов без предоставления лесных участков в аренду, если оно не требует рубок лесных насаждений или создания объектов охотничьей инфраструктуры (новая редакция ст. 36 ЛК РФ). Перечень объектов инфраструктуры утверждается федеральным Правительством (новая редакция ст. 53 Закона об охоте).
3. Н о в ы е_с т а в к и.
Закон № 206-ФЗ вступал в силу с начала 2017 г. Ввиду ожидаемого снижения суммы поступлений в конце 2016 г. по системе Рослесхоза рассылается проект повышения платы до нескольких тысяч за гектар (см. прилагаемое Письмо Департамента лесного хозяйства Рослесхоза по Центральному федеральному округу от 29.11.2016 № 2150-03-15). Формальная цель проекта – не допустить снижения общей суммы поступлений. Есть и методологическое обоснование, очень интересное и местами, на мой взгляд, забавное, смотрите в документе.
И вот в начале февраля Минприроды России запустило на Федеральном портале раскрытия информации Минэкономразвития соответствующий проект правительственного постановления (http://regulation.gov.ru/projects#npa=62076, ID 04/12/02-17/00062076; не путайте с параллельными одноимёнными проектами вроде ID 02/07/09-16/00054698, 02/07/01-17/00060991).
Запустило оно его 10 февраля, минуя стадии общественного обсуждения и, похоже (не нашёл), оценки регулирующего воздействия, сразу с независимой антикоррупционной экспертизы. Она закончится послезавтра, 16 февраля, и путь к утверждению открыт.
Ставки, по сравнению с проектировавшимися, изменились незначительно (смотрите приложенный PDF-файл «Проект.ставок.платы.за.охотпользование.2017»).
Я наскоро раскрасил карту регионов России по градации базовых региональных ставок через шаг в 1000 рублей, картинка прилагается; чем темнее зелень, тем дороже аренда.
4. Р и с к и.
Охотничье хозяйство стоит перед большими рисками. Бегло перечислю некоторые.
4.1. Новая редакция ст. 53 Закона об охоте сильно сократила перечень прямо установленных в Законе объектов инфраструктуры, но он может быть восстановлен, вновь расширен в фискальных целях лесниками при подготовке проекта постановления федерального Правительства об утверждении нового перечня.
4.2. Закон № 206-ФЗ отнёс «утверждение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры» (новый п. 1.1 ст. 81 ЛК РФ) и «установление правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков» (новый п. 6.1 ст. 81 ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области л е с н ы х отношений. Нет сомнений, что лесники сделают всё, чтобы сделать из этих документов высоковакуумные доильные аппараты.
4.3. К ставкам применяются многочисленные повышающие коэффициенты, зависящие от лесного статуса участков, который, в некоторых случаях, меняется росчерком пера под изменениями в лесхозрегламенте.
4.4. Закон № 206-ФЗ нацелен на преодоление общего запрета Лесного кодекса на огораживание лесных участков. Лесники при разработке проекта ставок выказали своё уважение серьёзным людям, продвинувшим этот Закон, и предложили применять к площадям полувольного содержания (и искусственно созданной среды) понижающий коэффициент 0,01. В рассматривающемся сейчас проекте это предложение не реализовано, но вполне может быть достигнуто потом. Разницу придётся покрывать менее влиятельным охотпользователям.
4.5. В ЛК РФ (ст. 13) было и есть требование рекультивации земель после сноса объектов лесной инфраструктуры. Несомненно, впереди – более или менее успешные попытки распространить такое же требование на объекты охотничьей инфраструктуры. Рекультивация, включая восстановление насаждений на месте подкормочных площадок и компактных вольеров, от которых охотпользователь не успеет юридически отказаться до легализации этого требования, способна разорить большинство из них.
4.6. Скорее всего, лесникам будет и дальше удаваться проводить свои инициативы мимо государственных органов управления охотничьим хозяйством (а также региональных законодателей, как минимум многие из которых должны быть, я считаю, ознакомлены с подобными проектами). Наша отрасль будет ставиться перед юридическими фактами, не имея возможности принять меры противодействия и смягчения вредных последствий.
Автор: С.П.Матвейчук